Виды истребителей

Истребители – это скоростные и маневренные самолеты, способные вести разведку в воздухе, а также поражать воздушные и наземные или надводные цели противника. Боевые самолеты этого класса позволяют получить господство в воздухе, хотя для атак применяются редко. Вопреки грозному названию, в большей степени они решают оборонительные задачи: сопровождают бомбардировщики, транспортные и гражданские самолеты, защищают наземные объекты от атак с воздуха. Однако ввиду возросшей тяговооруженности, грузоподъемности и ракетно-бомбовой нагрузки, современные истребители способны не только эффективно осуществлять оборону, но и атаковать наземные или надводные цели.

Виды военных истребителей

К классу истребителей относится множество самолетов разных поколений – начиная с Первой мировой войны и до нынешнего времени. Они бывают разной конфигурации – от легких одномоторных моделей до тяжелых боевых машин, созданных на базе многомоторных бомбардировщиков. Сменялись эпохи, а истребители так и оставались самыми быстрыми и маневренными самолетами. Более того, с каждым поколением совершенствовалось их техническое оснащение, росла мощность вооружения, расширялся функционал, повышалась скрытность и улучшались средства обнаружения противника.
В обширной категории истребителей можно выделить:
  • фронтовые машины – призванные завоевывать господство в воздушном пространстве над полем боя;
  • палубные модели, базирующиеся на авианосцах;
  • бомбардировщики, многоцелевые модели – призванные уничтожать наземные войска и авиацию противника;
  • перехватчики – нацеленные на защиту наземных объектов от атак с воздуха.
Но грань между разными видами истребителей в России весьма условна: новое вооружение самолетов Су-27 и МиГ-29 сделало их многозадачными, фактически стерев границы между подвидами и адаптировав все конфигурации в многоцелевые истребители-бомбардировщики. Такие машины способны справиться с любыми задачами.

Поколения истребителей

Поколением называют группу серийных самолетов со схожими летно-техническими параметрами, примерно одинаковым периодом проектирования и близкими техническими решениями, независимо от страны производства. Принадлежность истребителя к определенному поколению устанавливается по совокупности признаков, включая характеристики двигателя, аэродинамику и конструктивно-силовую схему планера, параметры бортовых систем и особенности вооружения.
Выделяют следующие поколения реактивных истребителей:

Поколение
Период
Особенности
Типичные представители
Нулевое
1938–1948
Дозвуковая скорость (мало чем уступающая поздним поршневым истребителям), низкий уровень надежности первых турбореактивных двигателей, отсутствие форсажа и бортового радара, прямое крыло, преобладание в вооружении авиационных пулеметов и пушек.
Советские МиГ-9, Як-15 и Як-17. Американские Локхид F-80 Шутинг Стар, Макдоннелл F2H «Баньши», Рипаблик F-84 «Тандерджет», Дуглас F3D «Скайнайт». Британские Глостер Метеор, Де Хэвилленд DH.100 «Вампир», Хоукер «Си Хок». Немецкие Арадо Ar 234 «Блитц», Мессершмитт Me.262, Хейнкель He 280. Шведский Сааб 21Р.
Первое
1949 – начало 1950-х
Возросшая, но еще дозвуковая скорость (изредка – с небольшим превышением скорости звука), стреловидное крыло, оснащение радиоприцелом, отсутствие радара. В вооружении – преобладание авиационных пушек и пулеметов, возможность использования неуправляемых ракет.
Советские Як-25, МиГ-15, МиГ-17. Американские Макдоннелл F-3 «Демон», Норт Америкен F-86 Сейбр, Рипаблик F-84F «Тандерстрик». Британские Хокер «Хантер», Де Хэвилленд DH.110 «Си виксен», Супермарин Свифт. Немецкий Мессершмитт Ме.163 Комета. Французский Дассо MD-450 «Ураган». Шведский Сааб 29 «Туннан».
Второе
1950-е – 1960-е
Сверхзвуковая скорость с числом Маха до 2М, хотя крейсерская – дозвуковая. Оснащение турбореактивными двигателями с форсажем и радаром. Стреловидная форма крыла, поиски инновационных решений, таких как треугольное и оживальное крыло. Функции перехватчика, акцент на скорость в ущерб горизонтальной маневренности. В вооружении – преимущественно управляемые и самонаводящиеся ракеты.
МиГ-19, Як-28, Су-7, Су-9, Су-15 (СССР).
Норт Америкен F-100 Супер Сейбр, Воут F-8 «Крусейдер», Конвэр F-102 «Дельта дэггер», McDonnell F-101 Voodoo, Локхид F-104 «Старфайтер», Рипаблик F-105 Тандерчиф (США).
Инглиш Электрик «Лайтнинг» (Великобритания).
Дассо Мираж III (Франция).
Сааб J-29 «Туннан», Сааб 35 «Дракен» (Швеция).

Третье
1955–1980
Сверхзвуковая скорость с числом Маха ≥2. Оснащенность мощными радарами и усовершенствованным турбореактивным двигателем с форсажем. В вооружении – ракеты средней и увеличенной дальности.
МиГ-21, МиГ-23, МиГ-27, Су-17 (СССР).
F-4 Phantom II, Нортроп Ф-5 «Фридом Файтер» (США).
SEPECAT Jaguar (Великобритания).
Дассо «Мираж» F1, Дассо Супер-Этендард (Франция).
Сааб 37 «Вигген» (Швеция).

Четвертое, 4+, 4++
1975–2010
Многоцелевые истребители с 2-контурными турбореактивными (турбовентиляторными) двигателями с экономичным потреблением топлива, улучшенной авионикой, электродистанционной системой управления, повышенной маневренностью и интегральной аэродинамической схемой (у многих моделей – крыло с наплывом).
Истребители поколения 4+ по характеристикам и эффективности близки к моделям 5 поколения, а представители поколения 4++ - соответствуют им по большинству параметров, вплоть до крейсерской сверхзвуковой скорости, но уступают в малозаметности.

4 поколение: Як-141, Су-27, МиГ-29 (СССР), Грумман Ф-14 «Томкэт», Макдоннел-Дуглас F-15 «Игл», F-16 Fighting Falcon, McDonnell Douglas F/A-18 Hornet (США), Дассо «Мираж» 2000 (Франция), Сааб JAS 39 «Грипен» (Швеция).
4+:Су-30, Су-33 (СССР, Россия), J-10 (Китай), Дассо «Рафаль» (Франция), Еврофайтер Тайфун (Европа).
4++: Су-35, МиГ-35 (Россия), F-15SE (США).

Пятое
С конца 20 века
Сверхзвуковые скорости без форсажа, еще более усовершенствованная авионика, использование новых материалов и стелс-технологии. Акцент на минимальную заметность для радиолокаторов и приборов ночного видения, безопасность и информированность пилота. Внутрифюзеляжное размещение вооружения.
Су-57, Су-75 (Россия), F-22 «Раптор», F-35 Lightning II (США), J-20, J-31 (Китай),X-2 Синсин (Япония).
Шестое
Проектируются в наше время
Многофункциональность, максимальная скрытность, способность менять форму, сверхманевренность. Сверхчувствительные датчики, умное покрытие, применение композитных материалов, опциональное пилотирование. Эффективная работа во всевозможных режимах – от дозвуковой до гиперзвуковой скорости в несколько Махов. Высокоинтегрированные сетевые возможности. В вооружении – ракеты нового поколения и оружие направленной энергии.
МиГ-41 (Россия), BAE Systems Tempest (Европа), NGAD (США).
В некоторых странах, таких как Китай и Швеция, поколения истребителей отсчитываются иначе, в соответствии с национальной последовательностью.

Виды российских истребителей

В состав истребительной авиации ВВС РФ входят:
  • истребители-перехватчики МиГ-31 (4 поколение);
  • многофункциональные истребители МиГ-29 (4 поколение), МиГ-35 (4++), Су-27 (4), Су-30 (4+), Су-35 (4++), Су-57 (5 поколение).
Каждый вид истребителей МиГ, Су и других семейств имеет несколько модификаций. Например, МиГ-29УБ (9-51) – это 2-местная учебно-боевая модификация, появившаяся в 1985 году, а МиГ-29УБТ (9-52) –модернизированная версия с РЛС «Оса-2», увеличенным запасом топлива и расширенным перечнем управляемого вооружения.
Для полетов в качестве авиатуриста отлично подходят двухместные учетно-боевые истребители с хорошим обзором из кабины и отличными летными характеристиками. Такие как МиГ-21 и Миг-29УБ – способные летать в слои стратосферы и позволяющие пилоту в полной мере продемонстрировать силу турбореактивного двигателя и мастерство высшего пилотажа. Поэтому, если вы любите крутые виражи и невероятные впечатления, выбирайте летные программы на истребителе МиГ-21, полет в стратосферу или высший пилотаж на МиГ-29.
Ранее в нашем блоге вышла статья о том, что представляют собой реактивные самолеты, для чего их используют, чем заправляют и в чем секрет их популярности.