Что такое реактивный самолет

Реактивные самолеты – это основа современной авиации. Когда-то они изменили представление о полетах, а сегодня – составляют большую часть воздушных судов. Быстрые и маневренные, они позволяют летать на большие расстояния и выполнять в воздухе разные маневры. Воздушные суда такого типа востребованы в гражданской и военной авиации. На них выполняют коммерческие полеты на значительные расстояния, проводят научные исследования в верхних слоях атмосферы и космическом пространстве, выполняют боевые задачи.

Что значит «реактивный самолет»?

В отличие от самолетов с турбовинтовыми двигателями, они приводятся в движение воздушно-реактивными силовыми установками, например, турбореактивными, пульсирующими, прямоточными и других подвидов. Некоторые реактивные самолеты работают на ракетных двигателях.
При работе воздушно-реактивного двигателя для создания подъемной силы используется поток воздуха. Всасываемый двигателем воздух сжимается и смешивается с реактивным топливом, после чего полученная смесь воспламеняется, сгорает с выделением большого количества энергии и превращается в газовые струи. Они выходят из сопла и создают мощный импульс для движения, толкая летательный аппарат вперед. В результате самолет приобретает превосходную тягу, мгновенный разгон, высокую скорость движения и отличную маневренность.
Конечно, характеристики воздушного судна зависят от модели, но в целом реактивные самолеты способны летать быстрее и выше, чем их аналоги с турбовинтовыми или поршневыми двигателями. Чтобы сократить сопротивление воздуха и увеличить подъемную силу, в реактивной авиации прибегают к разным приемам. В частности, используют интегрированные аэродинамические обтекатели и эффективную форму планера.

Для чего используются реактивные самолеты?

Воздушные суда такого типа применяют для решения разных задач, включая:
  • пассажирские перелеты, в т. ч. международные;
  • воздушные грузоперевозки;
  • учебные и туристические полеты;
  • участие в научно-исследовательских миссиях, например, для изучения атмосферы, проведения метеорологических и климатических наблюдений;
  • выполнение боевых задач;
  • освоение космоса – например, реактивный самолет может выступать в роли 1-й ступени для суборбитального полета или входить в состав многоцелевой авиационно-космической системы.
Так, 2-местный учебно-тренировочный самолет Л-29 Дельфин применяется для обучения курсантов навыкам пилотирования и тренировки летного состава в различных метеоусловиях, в разное время суток. Его учебно-боевой «брат», Л-39 Альбатрос, дополнительно используется для обучения навыкам боевого применения. Обе машины разработаны в Чехословакии и имеют идентичную конструкцию, но на «Альбатросе» вместо двигателя Walter M601 стоит Walter M601F.
Разработанный в СССР сверхзвуковой истребитель МиГ-21, в зависимости от модификации, бывает учебно-тренировочным, учебно-боевым, перехватчиком, штурмовиком, разведчиком. Более современный истребитель МиГ-29 мощнее и тяжелее, имеет лучшую маневренность и скороподъемность, способен летать быстрее и дальше. К тому же, он оснащен лучшей авионикой и способен нести больше вооружения. Применяется как боевая машина, поражающая воздушные и наземные цели, а также для незабываемых туристических полетов.

Что делает реактивные самолеты такими популярными?

У воздушно-реактивных двигателей создаваемая тяга больше, чем у турбовинтовых и поршневых моделей. Кроме того, при винтовом движении по мере приближения к скорости звука возникают аэродинамические ограничения, и винты теряют эффективность. Поэтому даже маленькие реактивные самолеты способны летать на более высоких скоростях, чем воздушные суда с турбовинтовыми двигателями. Кроме скорости, они выигрывают и в высоте полета.
Что касается эффективности использования топлива, при взлете, посадке и коротких полетах на небольшой высоте расход у реактивных самолетов выше. Зато при длительных перелетах с большими высотами и скоростями они оказываются более эффективными. И чем больше времени реактивный самолет проводит на своей крейсерской высоте, тем больше он компенсирует увеличенные затраты топлива при взлете и посадке.
Перечислим весомые преимущества реактивных самолетов:
  • высокая крейсерская скорость;
  • увеличенная дальность полетов (без дозаправки);
  • возможность вертикального взлета и посадки;
  • высокая скороподъемность;
  • маневренность;
  • возможность дальних перелетов и экономия времени при этом;
  • плавный ход на значительных высотах;
  • способность перевозить большие грузы;
  • меньшая чувствительность к погодным условиям;
  • комфорт пассажирских рейсов;
  • экономичный расход топлива при дальних полетах на большой высоте;
  • способность выполнять маневры и полеты на низких высотах.

Чем заправляют реактивные самолеты?

Для этих целей предназначено специальное авиационное топливо – авиакеросин. Из бака он вместе с воздухом поступает в камеру сгорания, где сжигается с выделением большого количества тепловой энергии. Реактивное топливо представляет собой керосиновые фракции, которые получают с помощью прямой перегонки малосернистой или сернистой нефти либо по методу гидроочистки и добавки присадок.
Авиакеросин для реактивных самолетов проходит до 8 ступеней контроля качества с проверкой разных параметров – от теплоты сгорания и термостабильности до серности, кислотности, нагарных и противоизносных характеристик. Каждый авиационный двигатель рассчитан на использование определенного сорта топлива. Когда самолет заправляют предназначенным для него типом керосина, он наилучшим образом демонстрирует свою мощность, маневренность и надежность, дольше служит и реже требует ремонта. При использовании допустимых аналогов топлива характеристики двигателя снижаются, как и его ресурс.
Преимущественно самолеты с дозвуковыми турбореактивными двигателями используют авиационное топливо ТС-1. На высококачественном авиакеросине РТ летают самолеты с турбореактивными дозвуковыми двигателями и некоторые сверхзвуковые машины (к примеру, Су-27 и Ту-22М3). Двигатели МиГ-25 и некоторых других сверхзвуковых самолетов работают на термостойком авиакеросине сортов Т-6 и Т-8В, которые отличаются сложной технологией производства с гидроочисткой и внедрением присадок.
Кроме использования в качестве горючего вещества, реактивное топливо на борту самолета может выступать в роли теплоносителя или хладагента в радиаторах и в роли рабочей жидкости в гидросистемах. Кроме того, авиационный керосин используют в качестве растворителя при техобслуживании летательных аппаратов, например, при очистке фильтров.

Вывод: что такое реактивный самолет?

В целом, это технически сложные и мощные летательные аппараты, способные развивать большие крейсерские скорости, быстро подниматься на значительную высоту, совершать дальние полеты и выполнять различные задачи. Их характеристики обусловлены высококлассными технологиями и гениальными инженерными решениями, благодаря которым реактивные самолеты остаются в авангарде авиационного прогресса.
С момента разработки первого реактивного самолета He. 176 в 1937 году появилось множество экспериментальных и серийных моделей таких машин разного назначения. Технические возможности реактивных самолетов постепенно расширяются благодаря совершенствованию летательных аппаратов и внедрению технологических инноваций. В частности, для более эффективной работы воздушных судов и улучшения их характеристик применяются:
  • улучшенные двигатели – более мощные и экономичные;
  • материалы нового поколения – например, легкие и прочные композиты, позволяющие снизить массу машины, улучшить ее аэродинамические параметры и сделать более эффективной работу двигателей;
  • усовершенствованные системы управления и автоматики – системы навигации, автопилоты и другая автоматика, сводящая к минимуму вероятность человеческих ошибок;
  • новые виды топлива – для снижения его расхода, повышения скорости и дальности полетов.
Возможности и преимущества реактивных самолетов по максимуму раскрываются во время туристических полетов, когда вы можете примерить на себя роль второго пилота, насладиться захватывающими видами из окна и виртуозным выполнением маневров.