На какой высоте летают истребители

Высота полета – одна из важнейших характеристик самолета. От нее зависит безопасность движения воздушного судна, экономичность расходования топлива, развиваемая скорость и эффективность решения поставленных задач. Оптимальная высота полета для конкретного самолета зависит от его назначения и особенностей конструкции.
На больших высотах из-за разреженности воздуха уменьшается сопротивление, но возрастают требования к мощности двигателей и герметичности кабин, а также возникает необходимость в кислородных масках и высотных костюмах, защищающих пилотов от декомпрессии. На низких высотах возрастают риски аварийных ситуаций из-за турбулентности и форм рельефа. На типичной высоте достигается баланс между скоростью, дальностью и эффективностью полета.

На какой высоте летают самолеты-истребители?

Высота полета истребителей, в зависимости от выполняемых ими задач, может быть и предельно малой (15–20 метров), и низкой (100–1000 метров), и большой – до 20 км или выше, в пределах практического потолка конкретного летательного аппарата. На низких и минимальных высотах полета истребители могут маскироваться, атаковать цели, выполнять авиационные маневры, обходить препятствия и выполнять специфические задачи. На больших высотах они чаще всего выполняют операции по разведке и перехвату целей.
Типичная высота полета у представителей истребительной авиации составляет 10–15 км. Максимальная высота полета истребителей 5-го поколения, таких как Су-57, F-35 или F-22, составляет порядка 18–20 км. У некоторых сверхзвуковых истребителей потолок высоты еще больше. Например, высотный рекорд МиГ-25 составляет 37 650 метров.
В таблице приведены высотные характеристики некоторых истребителей:

Значение практического потолка

Практический потолок показывает, на какую высоту может подняться истребитель или другой летательный аппарат и далее лететь с постоянной скоростью и небольшим запасом мощности для подъема. Это реальный высотный максимум, на котором самолет способен продолжать движение с достаточной вертикальной скоростью для маневрирования (0,5–5 м/с).
В отличие от пассажирских лайнеров с характерным для них практическим потолком 12–15 км, боевые самолеты могут подниматься еще выше. Это стратегическое преимущество обеспечивает им лучший обзор и более широкие возможности применения. В частности, на истребителе можно осуществить туристический полет в стратосферу и посмотреть на мир с высоты 18 км над Землей.

Факторы, влияющие на высоту полета

На какую высоту поднимается самолет-истребитель – зависит от совокупности его характеристик и условий полета. Ключевыми факторами при этом выступают:
  1. Тип двигателя. Современные истребители оснащают турбореактивными двигателями, а они эффективнее всего работают на высоте 9–15 км. На таком уровне меньшая плотность воздуха уменьшает сопротивление движению и позволяет экономичнее использовать топливо, а кислорода в окружающем воздухе еще достаточно для поддержания нормального процесса сгорания топливной смеси и создания необходимой тяги. На высоте от 20 км наружный воздух уже сильно разреженный и кислорода в нем недостаточно для сжигания топлива. Но мощные турбореактивные двигатели с форсажной камерой компенсируют отсутствие плотного воздуха за бортом и обеспечивают стабильный полет даже в разреженной среде.
  2. Аэродинамические особенности, конструкция планера. Истребители делают прочными, способными выдерживать большие скорости и перегрузки во время высотных полетов. Крылья и фюзеляж таких летательных аппаратов имеют особую форму, которая минимизирует сопротивление и создает подъемную силу при меньшем давлении воздуха.
  3. Масса летательного аппарата и вооружения. Чем тяжелее самолет, тем дольше и сложнее он набирает высоту.
  4. Рельеф местности. Например, при полете над горами нужно летать выше пиков, чтобы исключить риск столкновения с ними.
  5. Погодные условия. Высота полета может быть изменена из-за грозы, сильного ветра или турбулентности.
  6. Поставленные задачи. Например, для выхода в стратосферу нужно подняться на 11–18 км, а для выполнения комплекса фигур пилотажа летать так высоко не приходится. Исключение составляют программы, в рамках которых фигуры пилотажа выполняются после подъема в стратосферу и последующего снижения.

Как высоко летают авиатуристы?

Туристические полеты на истребителях, включая МиГ-21 и МиГ-29, происходят на разных высотах. Чтобы турист увидел кривизну Земли, голубую шапку земной атмосферы и черный космос, пилот осуществляет полет в стратосферу, на уровень до 18 км. Фигуры пилотажа выполняются ниже – на высотах от сотен метров до нескольких километров.
Горизонтальные фигуры пилоты реализовывают на высоте 200–250 метров, а для выполнения вертикальных фигур нужно больше пространства, поэтому обычно их выполняют в высотном диапазоне от 900 до 1500 метров. В каждом случае высота полета выбирается в зависимости от сложности и особенностей выполнения маневра. Летчику важно иметь достаточное пространство для реализации определенной фигуры пилотажа, а также высотный запас для возможности корректировки траектории и безопасного выхода из фигуры.
На больших высотах выполняются сложные фигуры, при реализации которых самолет движется с большой амплитудой, вертикальными фазами и остановками в воздухе. В таких случаях важно иметь еще больший запас пространства для выполнения фигуры, выхода из нее, удержания критической высоты и перехода в нормальный полет. Независимо от реализуемой программы, высота полета обязательно контролируется в каждой точке траектории.

Выводы

Истребители способны летать на разных высотах – и практически над землей, и в стратосферу. У каждого самолета есть технически допустимый высотный диапазон, в пределах которого он может выполнять поставленные задачи. В рамках конкретного полета высота выбирается в зависимости от целей. Например, вы можете выбрать программу высшего пилотажа на МиГ-29 или МиГ-21 и на практике узнать, на какой высоте выполняются ваши любимые фигуры.
Ранее в нашем блоге вышла статья об устройстве и принципе работы двигателей истребителей.