Перед тем как стать летчиком-истребителем, выпускникам общеобразовательных школ нужно пройти сложный путь от курсанта до выпускника высшего летного училища и далее, с возможным повышением до командира авиационного полка и выше. Но эта профессия требует высочайшего профессионализма, т.к. от мастерства военного летчика зависят безопасность и жизнь миллионов людей. Поэтому он должен мастерски управлять сложной авиационной техникой и виртуозно пилотировать во всевозможных метеоусловиях, днем и ночью.
Летчики-истребители управляют самолетами истребительного типа, такими как МиГ-29, МиГ-31, Су-27, Су-30, Су-35, Су-57. Они борются за превосходство в воздухе, прикрывают объекты и войска от атак с воздуха, перехватывают воздушные цели, атакуют воздушные и наземные цели, блокируют доступ на прикрываемые территории воздушных судов противника. Также они способны вести разведку, обеспечивать аэросъемку и работу корректировщиков.
Перед каждым полетом летчикам необходимо проходить предполетную подготовку, внимательно изучать маршрут и метеоусловия, прогнозировать нештатные ситуации. Находясь за штурвалом, пилот отслеживает рабочие параметры всех систем воздушного судна, поддерживает связь с наземными службами и, если нужно, меняет план полета. При решении боевых задач пилоты истребителей работают во взаимодействии с другими родами авиации, силами флота и сухопутными войсками.
Это профессиональное поприще сопряжено с рисками, колоссальными нагрузками, систематическими командировками и переездами. Для поддержания полученных знаний и навыков пилоты истребителей регулярно занимаются на специальных тренажерах, обучаются действиям в аварийных ситуациях, выполняют разные фигуры пилотажа. При выполнении маневров они испытывают сильные перегрузки, для противостояния которым применяются специальные противоперегрузочные костюмы. Опытные пилоты истребителей могут испытывать новые образцы самолетов, быть инструкторами, преподавать в авиационных вузах. По окончании военной службы военные летчики могут перейти в структуры гражданской авиации.