История создания истребителей

Современные истребители – это многозадачные военные самолеты с мощными двигателями с переменным вектором тяги, усовершенствованными методами маскировки и эффективными системами обнаружения противника. Они развивают сверхзвуковую скорость без использования форсажа, впечатляют маневренностью и способны решать разные задачи – от защиты воздушных судов и наземных объектов, полетов в стратосферу и выполнения фигур высшего пилотажа до реализации атак и обеспечения господства в воздухе.
Сегодня мы расскажем о том, с чего началась история создания истребителей, какими были первые машины и их оснащение, как их разрабатывали и совершенствовали.

Появление истребительной авиации

Истребители в истории авиации появились в преддверии Первой мировой войны. Масштабный военный конфликт способствовал стремительному развитию вооружения, в т. ч. боевых самолетов. Участившиеся воздушные бои поставили новую задачу – завоевать превосходство в небе, уничтожая воздушные цели. Ранее самолеты использовались преимущественно в роли разведчиков или бомбардировщиков.
Пионером в мировой истории авиации считается истребитель Caproni Са.20, созданный итальянским авиаконструктором Джованни Баттиста Капрони в 1914 году. Это был быстрый и хорошо управляемый моноплан, который имел:
  • мощный мотор;
  • обтекатель носовой части;
  • дисковый пулемет Льюиса на опоре над винтом;
  • ноу-хау того времени – авиационный прицел.
В серийное производство первый в мире истребитель не пошел: итальянские военные прогадали и сделали упор на бомбардировщики. Сражение в небе между самолетами правительство Италии посчитало невозможным. Но вскоре реальные воздушные бои и возросшая численность самолетов прояснили ситуацию.
Военные поняли, что авиационные задачи необходимо разделять, и для истребления воздушных целей противника нужны специализированные самолеты. Так сформировались первые предпосылки для появления в истории истребителей МиГ, Як, Ла и их зарубежных собратьев – накануне Второй мировой войны в значимости истребительной авиации уже никто не сомневался.

Какими были первые истребители?

Фактически это были те же самолеты-разведчики с деревянным силовым каркасом и проволочными растяжками, рассчитанные на 1–2 членов экипажа и летающие со скоростью до 150 км/ч. Разница заключалась в том, что вместо фотокамеры штурман вооружался металлическими брусками, пушечными ядрами, гирями и другими тяжелыми предметами. При обнаружении самолета противника пилот подводил воздушное судно сверху, и штурман атаковал воздушную цель запасенными тяжестями.
Вскоре вместо тяжелых грузов штурманы истребителей стали использовать пистолет или ручной пулемет. Чуть позже изобретатели создали турель – приспособление, устанавливаемое за пилотом и позволяющее стрелку вращать пулемет на 360°, чтобы обстреливать заднюю полусферу. Пулеметы того периода были не настолько надежны, чтобы размещать их на крыльях, а использованию курсового пулемета мешал вращающийся воздушный винт.
Частично решить эту проблему сумел французский летчик Ролан Гаррос. Его изобретение из металлических уголков, которые крепились в основании лопастей, позволяло пулям проходить через вращающийся винт или рикошетировать в зону, безопасную для пилота и машины. Минусом этой системы была утрата около 10% пуль. Этот недостаток сумел устранить нидерландский авиаконструктор Антон Фоккер.
В 1915 году Имперские ВВС Германии пополнил Fokker E.I – истребитель-разведчик, позволяющий стрелять через работающий винт двигателя. Такую возможность обеспечивал синхронизатор стрельбы, позволяющий выпускать пули строго при подходящем положении лопастей. В результате пули без потерь проходили через плоскость винта, не повреждая его.
«Фоккеры» позволили немцам вести фронтальную стрельбу, уверенно побеждать в воздушных боях и лидировать по количеству сбитых самолетов до тех пор, пока противники не переняли технологию. В частности, Манфред фон Рихтгофен, который летал на алом триплане Fokker Dr. I и прославился как немецкий летчик-ас Красный Барон, сбил 80 самолетов. В период Первой мировой войны сформировался и некий стандарт оснащения истребителей – вплоть до середины 1930 годов их вооружали 2 пулеметами винтовочного калибра.

Подробнее о моделях

Нулевое поколение истребителей представляли, в частности:

  1. В России – 2-местный 1-моторный истребитель сопровождения РБВЗ С-16, созданный по проекту Игоря Сикорского в 1915 году, оснащенный пулеметом и синхронизатором стрельбы Лаврова. Эта машина предназначалась для прикрытия тяжелых бомбардировщиков.
  2. В Великобритании – одноместный De Havilland (Airco) DH.2 (в 1916 году противостоял ранним истребителям Фоккера), двухместный Bristol F.2 (серийно производился с ноября 1916, активно участвовал в Первой мировой войне) и одноместный Sopwith Camel Scout (использовался с 1917, славился своей маневренностью).
  3. В Германии – биплан Albatros D.III (одна из успешнейших моделей того времени с хорошим обзором, эффективными элеронами и мощным мотором, производился в 1917–1918 гг.), D.V. Fokker EIII, D.VII, D.VIII (лучшие немецкие истребители 1915–1918 гг.).
  4. Во Франции – цельнодеревянные одноместные бипланы SPAD S.VII и S.XIII (с 1917 года успешно противостояли немецким Фоккерам и Альбатросам, которые ранее доминировали в небе Западной Европы), быстрые и маневренные полуторапланы Nieuport 11 и 17 (состояли на вооружении стран Антанты с 1916).

Дальнейшее развитие истребительной авиации

В межвоенный период истребители эволюционировали от бипланов из фанеры до монопланов с цельнометаллической конструкцией и закрытыми кокпитами. Возросла и мощность моторов, и скорость полета. В Советском Союзе в 1920–1930 гг. на вооружение поступили отечественные истребители. Среди них наиболее успешными и популярными стали:
  • И-2 – разработка Дмитрия Григоровича, первый в СССР истребитель собственной конструкции с силовым каркасом из металла и дерева;
  • И-5 – легкий маневренный полутораплан с каркасом из дерева, металла и полотна;
  • И-15 – «Курносый» полутораплан с улучшенной аэродинамикой;
  • И-16 – поточно-производимый деревянный моноплан с обшивкой из шпона и полотна;
  • И-153 «Чайка» – поршневой маневренный биплан с мощным двигателем, закрытой кабиной, измененным профилем крыла, убираемым шасси, обновленным вооружением, бронеспинкой и съемным кислородным оборудованием.
До появления в истории истребителя МиГ-29, создания Су-27 и других моделей 4 поколения оставались еще десятилетия кропотливой работы, но основы уже были заложены.
Ранее в нашем блоге вышла статья о реактивных самолетах, таких как Альбатрос Л-39 и Дельфин Л-29, истории их применения, основных характеристиках и решаемых задачах.