Самый быстрый истребитель

Истребители – быстрые и маневренные самолеты с уникальными способностями. Они обеспечивают господство в воздухе, защищают сопровождаемые самолеты и наземные объекты от авиации противника. Для достижения превосходства в воздушных боях современные истребители оснащают системами стелс для обеспечения их скрытности (невидимости). Большое внимание уделяется и боевым возможностям, и летным качествам самолетов.
Машины последних поколений сверхманевренны, летают на сверхзвуке без использования форсажа, имеют высокий боевой потолок. Кроме того, они позволяют управлять вектором тяги двигателя, мгновенно менять угол и траекторию полета. Вероятность их обнаружения радиолокационными и инфракрасными датчиками сведена к минимуму благодаря особой форме корпуса, применению радиопоглощающих покрытий и другим хитростям.
Конечно, эффективность истребителей зависит не только от развиваемой ими скорости, но эта характеристика является одной из ключевых. Сегодня мы рассмотрим самые быстрые истребители в мире и их основные характеристики.

Миг - 25

Возглавляет наш рейтинг советский МиГ-25 Foxbat – самый быстрый сверхзвуковой истребитель с почтенным возрастом и впечатляющими скоростными возможностями. На всех модификациях МиГ-25 применялись 2 турбореактивных двигателя Р15Б-300 или Р15БД-300 (после модернизации). Это 1-контурные двигатели с осевым компрессором, 1-ступенчатой турбиной, форсажной камерой и 2-створчатым 3-позиционным эжекторным соплом.
Крейсерская скорость самого быстрого истребителя достигает 2500 км/ч (М=2,3–2,5) в диапазоне высот 19–22 км, а максимальная – 3920 км/ч (М=3,2). Чтобы избежать риска перегрева двигателя, «Летучие лисицы» обычно ограничивались скоростями в 3470 км/ч (М=2,83). Разведчики и перехватчики этого семейства выпускались в 1969–1985 годах и уже сняты с эксплуатации, но несмотря на устаревшие системы продолжают использоваться в Алжире, Армении и Азербайджане.

Миг - 31

Еще один скоростной советский истребитель – МиГ-31 Foxhound – производился в 1975–1994 гг. и до сих пор эксплуатируется ВКС России. Он способен развивать скорость на большой высоте до 2,8 Маха (3100 км/ч). Крейсерская сверхзвуковая скорость у самолетов этого семейства составляет 2500–2800 км/ч (М=2,3–2,55).
«Лисогон» стал первым в СССР боевым самолетом 4 поколения и усовершенствованным продолжением «Летучей лисицы». В частности, были устранены ограничения касательно полетов на малых высотах. Кроме впечатляющих скоростных характеристик, МиГ-31 имеет превосходную тягу и скороподъемность, работает без ограничений по времени суток и метеоусловиям. А группа из 4 таких самолетов может обеспечивать контроль воздушного пространства протяженностью до 1100 км.
МиГ-31 используют модульные двигатели Д-30Ф6, при изготовлении которых использовали сплавы титана, никеля и сплава. Это двигатели с форсажной камерой, соплом и степенью 2-контурности 0,57. В форсажной камере предусмотрены кольца, отвечающие за стабильное горение. В расширяющейся части сверхзвукового сопла есть пластинчатые клапаны, впускающие воздух и устраняющие пульсации давления при выхлопе газовой струи. Топливо впрыскивается по принципу «огневой дорожки».

F-15

Если рассматривать, какие истребители самые быстрые в ВВС США, здесь тоже лидируют далеко не новые самолеты: McDonnell Douglas F-15 Eagle и F-15E Strike Eagle. Они эксплуатируются с 1976 и 1988 года. Кроме ВВС США, используются Японией, Саудовской Аравией, Израилем, Южной Кореей. Эти самолеты оснащены двумя 2-контурными турбореактивными двигателями с форсажной камерой и относятся к 4 поколению истребителей.
В категорию самых быстрых реактивных истребителей семейство F-15 попадает благодаря максимальной скорости около 2655–3000 км/ч (2,5М). Благодаря облегченной конструкции «Орел» и «Атакующий орел» впечатляют своей маневренностью и проворством, а большая площадь крыла помогает им ускоряться при осуществлении маневров.

Су-27

Этот всепогодный сверхзвуковой истребитель производился с 1982 по 2010 гг. и эксплуатируется с 1985 года. Он состоял на вооружении в ВВС СССР и продолжает использоваться Россией, Украиной, Казахстаном и КНР. Этот истребитель 4 поколения оснащен парой турбореактивных 2-контурных двигателей с форсажными камерами и способен развивать скорость 2,35 Маха (≈2500–2900 км/час). К тому же, он славится дальностью полета, скороподъемностью и маневренностью.
В истории авиации Су-27 Flanker появился как ответ СССР на создание в США самолета F-15 Eagle. Конструкторы стремились превзойти характеристики F-15, и в конечном итоге им это удалось. После кропотливой работы и радикальных переделок «Фланкер» достиг функционала основного конкурента, а по некоторым параметрам, например, по маневренности на дозвуковых скоростях, даже превзошел его.

Миг-23

Советский истребитель МиГ-23 Flogger относится к 3 поколению. Он производился в 1969–1985 гг. и активно экспортировался за границу. Известность этому самолету обеспечили, в частности:
  • особая конструкция крыла с изменяемой стреловидностью – для отличного маневрирования;
  • способность достигать скорости в 2,35 Маха (2500 км/ч);
  • хорошая тяговооруженность.
«Старички» МиГ-23 до сих пор используют в некоторых государствах Азии и Африки, но постепенно снимают с вооружения из-за морального устаревания конструкции и малого остаточного ресурса. Тем не менее, они остаются одними из быстрейших истребителей в мире.

Выводы

Среди высокоскоростных истребителей большинство – российские, разработанные еще в СССР, во главе с МиГ-25 (М=3,2). В моделях 5 поколения конструкторы делали акцент не на скорости, а на системах стелс, обеспечивающих самолетам функции невидимости. Возможно, сверхбыстрых ветеранов истребительной авиации смогут превзойти новинки 6 поколения. Ожидается, что МиГ-41 ПАК ДП сможет разгоняться до 4 Махов и возглавит рейтинг самых быстрых истребителей на планете. В то же время в США разрабатывается его конкурент F-47. Подробности о характеристиках новых машин пока не разглашаются.
Хотите узнать, на что способны легендарные истребители? Тогда приглашаем Вас полетать на МиГ-21 в тандеме с опытным пилотом, испытать известные фигуры пилотажа на МиГ-29 или слетать на МиГ-29 в стратосферу!
Ранее в нашем блоге вышла статья о технических характеристиках истребителей.