Главное отличие таких машин заключается в использовании в качестве силовых установок воздушно-реактивных двигателей. Это могут быть турбореактивные, прямоточные, пульсирующие и другие вариации, вплоть до ракетных двигателей. Визуально реактивные самолеты отличаются от аппаратов с турбовинтовыми двигателями отсутствием видимых пропеллеров и наличием характерных для них двигательных гондол или воздухозаборников, размещенных под крыльями или в хвостовой части.
Отличия в конструкции влияют и на летно-технические характеристики машин. Хотя параметры во многом зависят от производителя и модели, обычно реактивные самолеты выигрывают у аппаратов без реактивных двигателей. Причем это преимущество касается и скорости, и высоты полета, и даже эффективности использования топлива в условиях больших высот и длительных полетов.
Принцип реактивного движения в целом более эффективен, чем использование винтов – особенно на высоких скоростях, когда возрастает влияние аэродинамических ограничений. Хотя турбовинтовые самолеты более эффективны при взлете и посадке, реактивные модели оказываются более экономичными, когда находятся длительное время на крейсерской высоте.